Воскресенье, 19.05.2024, 13:15
Естественнонаучный профиль 
Приветствую Вас Гость | RSS
Статистика
Форма входа
Главная страница
Химия

Биология

ЭКОЛОГИЯ   на  03.03.18

1. Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) известняк

Б) базальт

B) глина

Г) нефть

Д) ка­мен­ный уголь

 

1) биогенное

2) косное

2. Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) морская соль

Б) мор­ской ил

B) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) дву­стор­ча­тые моллюски

 

1) биокосное

2) косное

3) живое

3. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) речной песок

Б) горная порода

B) морской ил

Г) почва

Д) колония кораллов

Е) плесневые грибы

 

1) косное

2) живое

3) биокосное

4. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми круговорота ве­ще­ства и веществом.

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА

 

ВЕЩЕСТВО

А) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в атмосфере

Б) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в нитраты

В) около 50% воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру растениями

Г) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных породах

Д) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но больше, чем во вдыхаемом

Е) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей

 

1) углерод

2) азот

5. Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА

 

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

А) основной резервуар — атмосфера

Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями

В) около 50% возвращают в атмосферу растения

Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых

Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде

 

1) углерод

2) азот

6. Установите соответствие между признаками растений и их классификацией по отношению к воде: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

 

ГРУППЫ ПО

КЛАССИФИКАЦИИ

А) целиком или большей частью погружены в воду

Б) в эпидермисе отсутствуют устьица

В) растут по берегам водоёмов на мелководье

Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая

Д) хорошо развита аэренхима

Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне

 

1) гидатофиты

2) гидрофиты

1.В чем проявляется особенности биосферы как оболочки Земли?

1.в биосфере протекает биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов

2. непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов

3. биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

2.Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы.

1 .обеспечили накопление в атмосфере кислорода и создание органических веществ

2. способствовали формированию озонового экрана и выходу организмов на сушу

3. участвовали в образовании ряда полезных ископаемых (торфа, каменного угля).

3.Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода.       

1) углекислый газ  процессе фотосинтеза преобразуется в органические вещества, которые запасаются в растении;

2) эти вещества используют гетеротрофные организмы в цепях питания;

3) при дыхании все организмы выделяют в атмосферу углекислый газ, который поглощается растениями.

4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют  в этом процессе живые организмы?

1)  кислород образуется в растениях в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;

2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках происходят окислительно-восстановительные процессы энергетического обмена с образованием воды и углекислого газа;

3)  бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ.

5. Как повлияет на круговорот углерода на Земле сокращение численности редуцентов?

Ответ:

1)         уменьшится скорость разложения органических веществ;

2)         сократится поступление углекислого газа и его содержание в атмосфере;

3)         уменьшение количества углекислого газа в атмосфере приведет к  нарушению   интенсивности   фотосинтеза   и   уменьшению биомассы живого вещества.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Объясните, почему внедрение некоторых видов в другие места обитания может вызвать резкое увеличение численности вида на новых местах.

Элементы ответа:

1) подходящие климатические условия;

2) обилие кормовой базы;

3) отсутствие конкурентов, хищников и паразитов.

2.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

Пояснение.

1) Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения.

2) Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес.

3)Под пологом светолюбивых деревьев развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.

3.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

Пояснение.

1) количеством видов,

2) количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением,

3) саморегуляцией и самовозобновлением.

4.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Объясните последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

Пояснение.

1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;

2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;

3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.

5.Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

Пояснение.

1) В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).

2) Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).

3) Непродолжительные сроки существования.

6.В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкий рост численности вредителей. Укажите не менее трёх причин, способствующих увеличению их численности.

Пояснение.

1)Длительное применение ядохимикатов приводит к тому, что погибают хищники, питающиеся этими насекомыми, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов.

2)Воздействие ядохимикатов приводит к выживанию особей на которых яд не действует, следовательно выживут и дадут потомство, у которых мутация они не восприимчивы к яду.

3)Насекомые, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие конкурентов и хищников), поэтому происходит резкий рост их численности.

7.Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трёх причин их устойчивости.

Пояснение.

1) Биологическое разнообразие, разнообразие пищевых сетей

2) Замкнутый (полный круговорот веществ), наличие всех компонентов (продуцентов, консументов, редуцентов)

3) Саморегуляция (за счет биотических связей количество всех видов поддерживается на постоянном уровне)

8.Объясните, каковы причины устойчивости дубравы. Назовите не менее трёх причин.

Элементы ответа:

1) видовое разнообразие: биоценоз дубравы составляет более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных; образование ярусов леса;

2) высокая биологическая продуктивность дубравы;

3) разветвлённые цепи и сети питания: богатство и разнообразие растений является причиной развития многочисленных потребителей из мира животных (растительноядные, плотоядные). Все виды служат источником питания и средой обитания для многочисленных паразитических организмов (наружных и внутренних). Выпадение какого-то одного вида животного существенно не нарушает всю систему;

4) замкнутый круговорот веществ: высокая продуктивность растений приводит к образованию листового опада. С опадом в почву возвращается большая часть потреблённых растениями минеральных веществ и азота.

9.Назовите четыре основных структурных компонента биогеоценоза, обеспечивающие круговорот веществ в природе, и укажите их функции.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) Продуценты – организмы, производящие органические вещества из неорганических (растения, цианобактерии).

2) Консументы – потребители готового органического вещества (растительноядные, всеядные, хищные животные).

3) Редуценты – организмы, минерализующие органические вещества (грибы, бактерии).

4) Неживые компоненты – солнечная энергия, почва, вода, атмосфера (источник энергии, среда жизни, переносчики вещества)

10.В чём проявляются различия экосистем пшеничного поля и естественного луга? Укажите не менее четырёх отличий. Ответ поясните.

Элементы ответа:

В пшеничном поле, в отличие от луга,

1) бедный видовой состав, короткие цепи питания, так как преобладает монокультура — пшеница;

2) использование дополнительной энергии, кроме солнечной;

3) несбалансированный круговорот веществ, так как пшеница изымается, поэтому пшеничное поле — неустойчивая экосистема;

4) действие искусственного отбора наряду с естественным (борьба с сорняками и вредителями

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Почему экосистему смешанного леса считают более устой­чивой, чем елового леса?

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом

2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом

3) в смешанном лесу ярусов больше, чём в еловом

2.Лесные биоценозы имеют хорошо выраженную ярусность. Каково eго значение?

 Ярусность растений обеспечивает эффективное использование света: светолюбивые занимают верхний ярус, тенелюбивые и теневыносливые- нижний ярус;

увеличивается число видов организмов, населяющих биоценоз, за счет разнообразия экологических ниш;

изменяются тепловой и водный режим: температура и влажность под пологом леса увеличивается.

3.Каковы причины смены биогеоценозов?

1) причины смены биогеоценозов: изменение климата, деятельность человека, стихийные явления природы, а также изменение среды обитания проживающими в них видами;

2) вытеснение старых видов более конкурентоспособными видами;

3) увеличение видового разнообразия, цепей питания, становление замкнутого круговорота веществ - причины появления более устойчивого биогеоценоза.

4.Каково участие функциональных групп организмов в биосферном круговороте веществ?

Элементы ответа:

1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород;

2)все функциональные группы организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя

углекислый газ и воду;

3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

5. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

1) круговорот веществ в них незамкнутый, т. к. первичная продукция в большей мере изымается человеком;

2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие;

3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.

5. Чем отличается природная экосистема от агроэкосистемы ?

1) В природной экосистеме не действует искусственный отбор, а в агроэкосистеме он действует.

2) В природной экосистеме круговорот веществ практически замкнут, а в агроэкосистеме - не замкнут из-за антропогенного влияния.

3) Природная экосистема в отличие от агроэкосистемы отличается большим биоразнообразием, в ней лучше выражена саморегуляция, она более устойчива и долговечна.

6. 1.         Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе большое разнообразие видов. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы.

Ответ:

1)         1 - агробиоцепоз является неустойчивой экосистемой;

2)         2 - в агробиоценозе резко снижено видовое разнообразие;

3)         5 - рост площади, занятой агробиоценозами, ведет к нарушению устойчивости биосферы.

ЭКОЛОГИЯ - 3  на  10.02.18

1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.

1. часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде экскрементов

2. часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движени

обмен веществ и др.

3. часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве.

2. Объясните, как осуществляется саморегуляция в водоеме на примере соотношения численности щук и плотвы.Саморегуляция в экосистемах основана на пищевых связях. В данном примере щука - хищник, потребляющий плотву в пищу.

Ответ:

1) при увеличении численности плотвы увеличивается численность щук;

2) увеличение численности щук приводит к сокращению численности плотвы;

3) таким образом осуществляется саморегуляция рыб в водоеме

3. Почему цепи питания не бывают длинными и обычно состоят из 4—5 звеньев?

При передаче вещества и энергии значительная часть энергии теряется (см. справочный материал). Поэтому каждому новому звену пищевой цепи достается все меньше и меньше энергии. Полная потеря энергии прекращает пищевую цепь. Причина в нехватке энергии, которая теряется в каждом звене пищевой цепи.

4. Почему дубраву считают биогеоценозом? Приведите доказательства не менее 3-х

1) это исторически сложившаяся совокупность организмов, населяющая определенную территорию и находящаяся во взаимосвязи с факторами среды;

2) в её состав входят продуценты, консументы и редуценты, которые связаны между собой пищевыми связями;

3) она является целостной, устойчивой, самовоспроизводящейся и саморегулирующейся системой.

5. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ:

1) создают органические вещества из неорганических;

2) аккумулируют солнечную энергию;

3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

6. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Ответ:

1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2) резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;

3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — первым звеном являются продуценты;

2) 3 — консументы не способны к фотосинтезу;

3) 4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

8. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоёме хищных рыб?

Ответ:

1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;

2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб.

9. Почему при отсутствии сапрофитных бактерий жизнь на Земле была бы невозможна? Укажите не менее двух причин.

Ответ:

1) сапрофитные бактерии- это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;

2) отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвёт их круговорот.

10. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва. Опишите размещение этих организмов по разным трофическим уровням в соответствии с правилом экологической пирамиды и объясните изменения, которые произойдут в экосистеме, если численность водорослей увеличится, а цапель - уменьшится.

Ответ:

1) трофические уровни пирамиды: 1-й - водоросли, 2-й - плотва, 3-й - окуни, 4-й - цапли;

2) увеличится численность плотвы, питающейся водорослями;

3) увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).

11.Каковы свойства биогеоценоза?

Биогеоценоз — открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз состоит из абиотической и биотической составляющей. Он характеризуется биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (бактерии и грибы).

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz