МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА на 03.05.18
- При нарушении работы почек человека основанием для беспокойства является появление в моче 1) хлорида натрия 2) белка 3) мочевины 4) солей аммония
- К выделительной системе органов относят 1) кожу 2) почки 3) легкие 4) слюнные железы
Превращение глюкозы в запасной углевод – гликоген наиболее интенсивно происходит в
- желудке и кишечнике 2) печени и мышцах 3) головном мозге 4) ворсинках кишечника
- воды, минеральных солей, жидкие конечные продукты обмена удаляются из организма через органы 1) пищеварения 2) выделения 3) дыхания 4) кровообращения
4. Первичная моча – это жидкость, поступающая
- из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца
- из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды
- из нефрона в почечную лоханку 4) из почечной лоханки в мочевой пузырь
5. О заболевании почек свидетельствует появление в моче
- белка 2) мочевой кислоты 3) сахара 4) мочевины
6.В организме человека освобождение крови от продуктов обмена веществ осуществляется в
- нефроне почек 2) почечной лоханке 3) мочеточниках 4) кишечнике
7. Диагноз, связанный с заболеванием почек, можно поставить на основе наличия в моче
- белков 2) солей калия 3) мочевины 4) солей натрия
8. Какова особенность строения почек человека по сравнению с его другими внутренними органами?
- снабжены нервами 2) имеют капиллярные клубочки
- содержат разветвленную сеть сосудов
- состоят из внешнесекреторной и внутрисекреторной частей
9. Основная функция почек у млекопитающих животных и человека – удаление из организма
1) белков 2) лишнего сахара
3) жидких продуктов обмена веществ 4) твердых непеpеваpенных веществ
10.Образование мочи у человека происходит в
- мочеточниках 2) мочевом пузыре 3) нефронах 4) почечной вене
1.Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости?
Ответ:
1) часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ;
2) часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.
2.Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?
1.В крестцовом отделе спинного мозга, а высшие центры мочеиспускания в лобных долях БП головного мозга
2.При накоплении в мочевом пузыре мочи(250-300 мл) стенки пузыря растягиваются, что вызывает раздражение рецепторов. Нервные импульсы направляются в центр мочеиспускания, находящийся в крестцовом отделе спинного мозга. Из спинного мозга по волокнам парасимпатичаских тазовых нервов поступают сигналы, вызывающие одновременное сокращение мускулатуры стенок пузыря, раскрытие сфинктров мочеиспускательного канала и моча изгоняется из мочевого пузыря. То есть процесс мочеиспускания является рефлекторным актом.
3.Высшие центры головного мозга также участвуют в мочеиспускание. При заболеванияхЦНС может происходить непроизвольное мочеиспускание.
3.Как скажется на работе почек повышение артериального давления?
Повышение артериального давления увеличивает давление в почечных капсулах помогает повысить проницаемость капилляров для белков.
4.Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию. И какие вещества они выводят?
Ответ:
1. легкие - через них из организма человека выводятся углекислый газ, пары воды
2. потовые железы - через них удаляются вода, соли и небольшое количество мочевины
3. почки - через них происходит удаление конечных продуктов белкового обмена -мочевина.
5.К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек у человека?
1) изменится химический состава внутренней среды (повысится концентрация солей ит.д.);,
2) отравлению организма продуктами белкового обмена.
6.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.В состав мочевыделительной системы человека включают почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает лимфа, содержащая питательные вещества и конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация поступивших веществ и образование мочи происходит в почечных лоханках. 5. Полезные вещества всасываются в кровь в канальце нефрона)
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 1 - надпочечники относят к эндокринной системе, выделительной;
2) 3 - в почки по артериям поступает кровь, а не лимфа;
3) 4- фильтрация крови происходит в нефронах почек.
ВИТАМИНЫ
1. Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина.
ЗНАЧЕНИЕ
|
|
ВИД ВИТАМИНА
|
A) повышает защитные свойства организма
Б) входит в состав зрительного пигмента
B) препятствует возникновению рахита
Г) препятствует кровоточивости дёсен
Д) улучшает зрение в сумерках
Е) участвует в образовании костной ткани
|
|
1) А
2) D
3) С
|
2. Установите соответствие между характеристиками и витаминами, к которым они относятся.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
|
ВИТАМИНЫ
|
А) обеспечивает всасывание кальция и фосфора в тонком кишечнике
Б) образуется в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей
В) при недостатке витамина в пище приводит к развитию рахита
Г) предупреждает развитие «куриной слепоты» — неспособности видеть в сумерках
Д) образуется в кишечнике и печени из каротина
Е) при недостатке развиваются различные поражения кожного эпителия
|
|
1) D
2) А
|
3. Установите соответствие между процессами, которые происходят в различных отделах желудочно-кишечного тракта и отделом, в котором данный процесс происходит
ПРОЦЕСС
|
|
ОТДЕЛ ЖКТ
|
А) всасывание воды
Б) эмульгирование жиров
В) всасывание аминокислот
Г) начало расщепления белков
Д) обработка пищевого комка пепсином
Е) сбраживание клетчатки
|
|
1) желудок
2) тонкая кишка
3) толстая кишка
|
4. Установите соответствие между функцией системы органов и системой, выполняющей эту функцию.
ФУНКЦИЯ
|
|
СИСТЕМА
|
А) образование пепсина
Б) регуляция гомеостаза
В) секреция соматотропина
Г) секреция желчи
Д) секреция слюны
Е) секреция инсулина
|
|
1) эндокринная
2) пищеварительная
|
5. Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ
|
|
НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА
|
А) кровоточивость десен
Б) ухудшение зрения в сумерках
В) выпадение зубов
Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости заболеваниям
|
|
1) А
2) С
|
6. Установите соответствие между характеристиками процесса пищеварения и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
|
ФУНКЦИИ
|
А) синтез ферментов слюны, желудка, панкреатического и кишечного соков
Б) расщепление сложных органических веществ до более простых
В) поступление питательных веществ в кровь и лимфу
Г) перистальтика кишечника
Д) измельчение крупной пищи
Е) выделение пищеварительных соков в пищеварительный тракт
|
|
1) секреторная
2) механическая
3) всасывательная
|
7. Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ
|
|
ОРГАН
|
А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови
Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы
В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови
Г) образование веществ, эмульгирующих жиры
Д) формирование пищевого комка
|
|
1) печень
2) поджелудочная железа
3) слюнная железа
|
8. Установите соответствие между процессом, происходящим в органе, и органом, в котором происходит данный процесс.
ПРОЦЕСС
|
|
ОРГАН
|
А) секреция соляной кислоты
Б) начало расщепления белков
В) эмульгирование жиров
Г) всасывание аминокислот и жирных кислот
Д) выделение пепсина
Е) расщепление липидов ферментами
|
|
1) желудок
2) тонкая кишка
|
9. Установите соответствие между функцией органа пищеварительной системы и органом, осуществляющим данную функцию.
ФУНКЦИЯ ОРГАНА
|
|
ОРГАН
|
А) вырабатывает желчь
Б) вырабатывает панкреатический сок
В) запасает гликоген
Г) секретирует инсулин
Д) обезвреживает токсины
Е) выделяет ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы
|
|
1) печень
2) поджелудочная железа
|
10.Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина.
ЗНАЧЕНИЕ
А) повышает защитные свойства организма
Б) входит в состав зрительного пигмента
В) препятствует возникновению рахита
Г) препятствует кровоточивости дёсен
Д) улучшает зрение в сумерках
Е) участвует в образовании костной ткани
ВИТАМИНА 1) А 2) D 3) С
11.Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.
СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ
А) кровоточивость десен
Б) ухудшение зрения в сумерках
В) выпадение зубов
Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости заболеваниям
1) А 2) С
12.Витамины – это органические вещества, которые
- оказывают влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах
- влияют на превращение глюкозы в гликоген
- входят в состав ферментов
- являются в организме источником энергии
- уравновешивают процессы образования и отдачи тепла
- поступают, как правило, в организм вместе с пищей
Почему детям рекомендуется принимать солнечные ванны?
1) В коже под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется витамин D.
2) Витамин D предупреждает заболевание рахитом
Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?
твет:
1) витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;
2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.
Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.
Витамины входят в состав ферментов, тем самым оказывают влияние на процессы обмена веществ. В коже под действием ультрафиолета образуется витамин D. Он участвует в регуляции обмена кальция и фосфора.
В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется?
ОТВЕТ: Витамины нужны для нормального обмена веществ. Большинство витаминов входят в состав ферментов (являются коферментами). В организме человека витамины практически не образуются. Поэтому они должны поступать с пищей (растительного и животного происхождения).
|