Часть С
ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ
1.Каковы строение и функции семян у цветковых растений?
Ответ:
1) строение семени: кожура, зародыш, эндосперм (иногда недоразвит);
2) семена обеспечивают размножение растений;
3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.
2. Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?
Ответ:
1) А -зерновка (пшеница), Б - семянка (подсолнечник);
2) общее: сухие односемянные плоды;
3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, невскрывающийся плод, семянка - вскрывающийся плод.
3. Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, какие функции они выполняют?
Элементы ответа:
1) 1- корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 -семядоли;
2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;
3) семядоли - обеспечивают проросток питательными веществами.
4.При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?
1) крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;
2) ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления
5. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
преимущество:
1) Семена содержат большой запас питательных веществ и при прорастании имеют больше шансов к выживанию
Недостатки:
2) Образуют небольшое число семян
3) Ограничены возможности в распространении в связи с утяжелении с утяжелением
6. Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и укажите функции, которые они выполняют.
Элементы ответа:
1) 1- пробка (покровная ткань), выполняет защитную функцию;
2) 2 - луб (лубяные волокна и ситовидные трубки), выполняет механическую функцию и проведение органических веществ;
3) 3 - камбий (образовательная ткань), обеспечивает рост дерева в толщину.
7. Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?
1) цветочная (генеративная) почка;
2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);
3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания
8. Назовите части цветка, обозначенные на схеме цифрами 1, 2, 3, и объясните их функции.
Элементы ответа:
1)1- тычинки - орган полового размножения, образуют пыльцу, участвующую в опылении;
2) 2 - завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);
3) 3 - чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).
9. Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?
При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.
10. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.
Ответ:
1) орешек- плод покрытосеменных растений;
2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.
11. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём их сходство?
Ответ:
1.семя, в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоящее из зародыша, запаса питательных веществ;
2. спора имеет гаплоидный набор хромосом и даёт начало гаметофиту (заростку), а зародыш семени диплоидный и даёт начало спорофиту (взрослому растению);
3. семя, как и спора, обеспечивает размножение и расселение растений.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?
ОТВЕТ:
1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;
2) побеги служат органами вегетативного размножения; отличие:
3) клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал)
2. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?
ОТВЕТ: Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.
Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
3. Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?
ОТВЕТ: Костянка - односемянный плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
4. Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
5. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
ОТВЕТ:
1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.
2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней.
При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней)
6. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
ОТВЕТ: Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений
7. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?
Ответ:
1) плод — генеративный орган покрытосеменных растений;
2) содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;
3) плоды растений — пища для животных.
8. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ:
1) корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
2) у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
3) листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ:
1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
2.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?
ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.
3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня растения? Укажите не менее четырёх функций.
Ответ:
- в зоне деления увеличивается число молодых клеток, обеспечивая рост корня в длину;
- в зоне роста клетки увеличиваются в размере, происходит их дифференцировка;
- в зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами;
- в зоне проведения осуществляется передвижение веществ.
4. Какие растения могут вызывать заболачивание леса? Объясните почему.
Ответ:
1) заболачивание вызывают мхи, например сфагнум;
2) у сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.
5. Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?
ОТВЕТ:
1) зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, 2) цветковые растения имеют различные приспособления к опылению
3) распространению семян, размножению, к обитанию в различных условиях.
6. По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
ОТВЕТ: Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.
7. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
Ответ:
1) корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
3) от корневища отходят придаточные корни;
4) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
8. Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
Ответ:
1) на свету образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
2) на клубне располагаются почки (глазки);
3) имеются узлы и междоузлия как у побега.
----------------------------------------------------------------------------------
1.Какие признаки характерны для Царства Растений?
ОТВЕТ: Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком, фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.
2.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.
3.Какие признаки характерны для мхов?
ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля, листьев и ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.
4.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;
2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;
4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
5. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?
ОТВЕТ: Во время хранения живые клетки дышат и при дыхании используют органические вещества и испаряют воду.
6.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.
7.Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?
ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.
8.Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?
ОТВЕТ: Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.
9. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?
ОТВЕТ: Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.
Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
10.С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев
ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.
11.Почему на лесных тропинках отсутствуют или сильно разрежены?
ОТВЕТ: Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы, нарушению водного и воздушного режима корней, угнетению растений.
12.Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?
ОТВЕТ: При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.
13.В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
ОТВЕТ: Холодная вода плохо всасывается корнями
14.Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?
ОТВЕТ: По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов.
15.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.
16.Какова функция хлорофилла в растительной клетке?
ОТВЕТ: Поглощают энергию света и преобразуют его энергию в химическую энергию органических веществ.
17. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.
18.Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
ОТВЕТ: При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.
19.Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
ОТВЕТ: При замораживании разрушаются клетки, и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.
20.Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
ОТВЕТ: Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
21.Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
22.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Вспашка увеличивает количество кислорода в почве, рыхлая почва лучше впитывает влагу, при вспашке уничтожаются сорняки.
23.Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
ОТВЕТ: При разрезании повреждаются вакуоли, и из них вытекает клеточный сок.
|