Воскресенье, 19.05.2024, 13:15
Естественнонаучный профиль 
Приветствую Вас Гость | RSS
Статистика
Форма входа
Главная страница
Химия

Биология

Часть С

ГЕНЕРАТИВНЫЕ  ОРГАНЫ

1.Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

Ответ:

1) строение    семени:    кожура,    зародыш,    эндосперм    (иногда недоразвит);

2) семена обеспечивают размножение растений;

3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.

2. Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?

Ответ:

1) А -зерновка (пшеница), Б - семянка (подсолнечник);

2) общее: сухие односемянные плоды;

3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, невскрывающийся      плод,      семянка - вскрывающийся плод.

3. Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1) 1- корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 -семядоли;

2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;

3) семядоли - обеспечивают проросток питательными веществами.

4.При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?

1) крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;

2) ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления

5. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными  семенами?

преимущество:

1) Семена содержат большой запас питательных веществ и при прорастании имеют больше шансов к выживанию

Недостатки:

2)  Образуют небольшое число семян

3) Ограничены возможности в распространении в связи с утяжелении с утяжелением

6. Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и укажите функции, которые они выполняют.

Элементы ответа:

1) 1- пробка (покровная ткань), выполняет защитную функцию;

2)  2 - луб (лубяные волокна и ситовидные трубки), выполняет механическую функцию и проведение органических веществ;

3)  3 - камбий (образовательная ткань), обеспечивает рост дерева в толщину.

7. Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?             

1) цветочная (генеративная) почка;

2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);

3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания

8. Назовите части  цветка, обозначенные на схеме цифрами 1,  2, 3, и объясните их функции.

Элементы ответа:

1)1- тычинки - орган полового размножения, образуют пыльцу, участвующую в опылении;

2)  2 - завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);

3)  3 - чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).

9. Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

10. Семена сибирской  сосны  называют  кедровыми  орешками.  Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.

Ответ:

1) орешек- плод покрытосеменных растений;

2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов,  поэтому  название  «кедровые орешки» условно  из-за плотного деревянистого покрова.

11. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём их сходство?

Ответ:

1.семя,   в  отличие   от  одноклеточной   споры,   многоклеточное образование,   состоящее   из   зародыша,   запаса   питательных веществ;

2. спора   имеет   гаплоидный   набор   хромосом   и   даёт   начало гаметофиту (заростку), а зародыш семени диплоидный и даёт начало спорофиту (взрослому растению);

3. семя, как и спора, обеспечивает размножение и расселение растений.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

ОТВЕТ:

1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;

2) побеги служат органами вегетативного размножения; отличие:

3) клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал)

2. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

ОТВЕТ:  Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и  увеличения численности, приобретения   потомством  новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.

Польза для насекомых: растения являются источником  пищи (пыльца, нектар) и убежищем.

3. Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей  растений  семейства Розоцветные?

ОТВЕТ: Костянка -  односемянный плод с яркоокрашенной  сочной  мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.

4. Объясните,  почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

5. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

ОТВЕТ:

1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.

2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней.

При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней)

6. С какой целью при пересадке  рассады капусты прищипывают кончик корня?

ОТВЕТ: Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений

7. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Ответ:

1) плод — генеративный орган покрытосеменных растений;

2) содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;

3) плоды растений — пища для животных.

8. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

Ответ:

1) корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2) у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3) листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ:

1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

2.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 

ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;  3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Какое преимущество имеют голосеменные  растения  по сравнению с папоротникообразными?

ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.

3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня растения? Укажите не менее четырёх функций.

Ответ:

  1. в   зоне  деления    увеличивается    число    молодых    клеток, обеспечивая рост корня в длину;
  2. в зоне роста клетки увеличиваются в размере, происходит их дифференцировка;
  3. в зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами;
  4. в зоне проведения осуществляется передвижение веществ.

4. Какие растения могут вызывать заболачивание леса? Объясните почему.

Ответ:

1) заболачивание вызывают мхи, например сфагнум;

2) у  сфагнума имеются  клетки,  которые способны  накапливать много воды.

5. Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

ОТВЕТ:

1) зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, 2) цветковые растения  имеют различные приспособления к опылению

3) распространению семян, размножению, к обитанию в различных условиях.

6. По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?

ОТВЕТ: Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.

7. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

Ответ:

1) корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3) от корневища отходят придаточные корни;

4) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

8. Почему    клубень    считают    видоизменённым    подземным    побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

Ответ:

1)         на   свету   образуются   хлоропласты,   в   которых   происходит фотосинтез;

2)         на клубне располагаются почки (глазки);

3)         имеются узлы и междоузлия как у побега.  

----------------------------------------------------------------------------------

1.Какие признаки характерны для Царства Растений?

     ОТВЕТ: Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком,  фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.

2.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ:  Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.

3.Какие признаки характерны для мхов?

     ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля,  листьев и  ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над  спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.

4.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 

ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

5. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

ОТВЕТ: Во время хранения живые клетки дышат и  при дыхании  используют органические вещества и испаряют воду.

6.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

      ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.

7.Какое преимущество имеют голосеменные  растения  по сравнению с папоротникообразными?

       ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.

8.Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

     ОТВЕТ: Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения  имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.

9. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

ОТВЕТ:  Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и  увеличения численности, приобретения   потомством  новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.

Польза для насекомых: растения являются источником  пищи (пыльца, нектар) и убежищем.

10.С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев

     ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

11.Почему на лесных тропинках отсутствуют  или сильно разрежены?

     ОТВЕТ: Постоянное вытаптывание приводит  к уплотнению почвы, нарушению водного и воздушного режима корней, угнетению растений.

12.Почему яблоки многих сортов при долгом хранении  становятся рыхлыми?

      ОТВЕТ: При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.

13.В заболоченных районах тундры многие растения страдают  от недостатка влаги. С чем это связано?

     ОТВЕТ: Холодная вода плохо всасывается корнями

14.Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

     ОТВЕТ: По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают  корневыми волосками, которые следуют за  кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они   находятся по краям приствольных кругов.

15.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

      ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.

16.Какова функция хлорофилла в  растительной клетке?

     ОТВЕТ: Поглощают энергию света и преобразуют его энергию в химическую энергию органических веществ.

17. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?

    ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.

18.Почему  клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

      ОТВЕТ: При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.

19.Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

  ОТВЕТ: При замораживании разрушаются клетки,  и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.

20.Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

ОТВЕТ: Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

21.Объясните,  почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

22.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

ОТВЕТ: Вспашка увеличивает количество кислорода в почве, рыхлая почва лучше впитывает влагу, при вспашке уничтожаются сорняки.

23.Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

ОТВЕТ:  При разрезании повреждаются вакуоли,  и из них вытекает клеточный сок.

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz