Техника безопасности.
Правила техники безопасности при работе в лаборатории, назначение
лабораторного оборудования и правила работы с ним.
1. Общие требования
к поведению учащихся в кабинете химии.
1) Допуск
посторонних лиц в кабинет химии в момент проведения эксперимента разрешается
только с разрешения учителя.
2) В
кабинете химии учащиеся обязаны проявлять осторожность в движениях, быть
внимательными к указаниям учителя и лаборанта. Во время работы необходимо быть
в халатах, пользоваться средствами индивидуальной защиты, соблюдать чистоту и
порядок на рабочем месте.
3) Запрещается
загромождать проходы портфелями, сумками.
4) Прежде
чем приступить к работе, необходимо изучить порядок ее проведения. Следует
строго соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с приборами и
реактивами.
5) Запрещается
проводить опыты, не предусмотренные данной работой.
6) Запрещается
прием пищи в кабинете химии.
7) Обо
всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д.
необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Самостоятельно
устранять неисправности учащимся запрещается.По окончании работы учащиеся должны
вымыть руки.
8) При
получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно
сообщить об этом учителю или лаборанту.
9) При
возникновении во время занятий аварийной ситуации не допускать паники и
подчиняться только указаниям учителя.
2. Работа с веществами и растворами.
1) Насыпать
или наливать вещества можно только над столом или специальным подносом. Для
опытов брать только указанное количество веществ.
2) Нельзя
ошибочно взятый излишек реактива ссыпать или сливать обратно в склянку.
3) Запрещается
вносить или выносить из кабинета вещества без разрешения учителя.
4) Все
работы, связанные с выделением вредных паров или газов, проводить только в
вытяжном шкафу при исправной вентиляции.
5) Твердые
сыпучие реактивы разрешается брать только с помощью совочков, ложечек или
шпателей. Нельзя вещества брать руками.
6) Для
ускорения растворения веществ в пробирке нельзя закрывать ее отверстие пальцем
при встряхивании.
7) Растворение
щелочи следует проводить в фарфоровой посуде путем прибавления к воде небольших
порций вещества, при непрерывном помешивании. Кусочки щелочи можно брать
только щипцами или пинцетом.
8) При
определении запаха вещества нельзя склоняться над ним, вдыхать пары или газ.
Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ или пар к носу и
вдыхать осторожно.
9) Пролитую
кислоту следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного
впитывания жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд
для последующей промывки и нейтрализации.
10) Обо
всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно
сообщить учителю или лаборанту, самому убирать любые вещества учащимся
запрещается.
11) Растворы
из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка
оказывалась сверху.
12) При
попадании на кожу кислоты надо немедленно ее промыть раствором гидрокарбонатом
натрия той же концентрации и ополоснуть водой.
13) Запрещается
выливать в канализацию растворы и органические жидкости. Необходимо сливать их
в склянки, предназначенные для этих целей.
3. Обращение
с нагревательными приборами.
1) Зажигать
спиртовку (газовую горелку) разрешается только от спички.
2) Для
нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды.
Запрещается перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на одну
треть их объема. При нагревании пробирки ее отверстие следует направлять в
сторону от себя и работающих рядом. Запрещается наклоняться над сосудами,
заглядывать в них. Недопустимо нагревать сосуды на границе и выше уровня
жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри.
3) Необходимо
сначала прогреть несколько раз всю пробирку по уровню жидкости и только потом
вести нагрев вещества.
4) Запрещается
оставлять без присмотра нагревательные приборы.
4. Сборка
приборов, их крепление.
1) При
сборке приборов из стекла запрещается применять повышенное усиление.
2) Перед
тем как вставить в отверстие пробки стеклянную трубку, ее конец следует
смазать глицерином или смочить водой.
3) Приготовленный
прибор следует показать учителю или лаборанту.
4) Пробирки,
а также приборы на их основе надо закреплять в лапке штатива или в
пробиркодержателе у отверстия пробирки, а не на середине ее.
Часть 1
1.
Верны ли суждения о правилах безопасности
работы с веществами и растворами?
А. Все работы, связанные с выделением вредных
паров
или газов, надо проводить в вытяжном шкафу. Б. Твердые реактивы
можно брать руками.
1) оба
суждения верны
2) верно
только А
3) верно
только Б
4) оба
суждения неверны
2.
Верны ли суждения о правилах безопасности
работы в химическом кабинете?
А.
Разрешен доступ посторонних лиц в кабинет в момент практической работы без
ведома учителя. Б. Запрещен прием пищи в кабинете химии.
1) неверны
оба суждения
2) верно
только А
3) верно
только Б
4) верны
оба суждения
3.
Верны ли суждения о назначении оборудования
в кабинете химии?
А. Мерный цилиндр используется для измерения плотности
жидкостей.
Б. Делительная воронка используется для измерения объема жидкости.
1)
верно только
А
2) верно
только Б
3) оба
суждения неверны
4) оба
суждения верны
4.
Верны ли суждения об обращении с
нагревательными приборами?
А.
Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на одну
треть. Б. Запрещается наклоняться над горящей спиртовкой или горелкой.
1)
верно только
А
2) верно
только Б
3) неверны
оба суждения
4) верны
оба суждения
5.
Верны ли суждения о правилах сборки
приборов?
А.
Запрещается собирать и использовать прибор с оголенными проводами и клеммами.
Б. Пробирку надо закреплять в лапке штатива посередине пробирки.
1)
верно только
А
2) верно
только Б
3) верны
оба суждения
4) неверны
оба суждения
6.
Верны ли суждения о видах смесей?
А. При
растворении в воде сульфата натрия образуется
неоднородная смесь. Б. При приготовлении смеси серы с водой
образуется однородная смесь.
1)
верно только
А
2) верно
только Б
3) верны
оба суждения
4) неверны
оба суждения
7.
Верны ли суждения о способах разделения
смесей?
А. Смесь железных опилок и медных опилок можно
разделить действием магнита. Б. Смесь воды и сахара можно
разделить фильтрованием.
1) верно
только А
2) верно
только Б
3) неверны
оба суждения
4)
верны оба суждения
8.
Верны ли суждения о правилах работы с
веществами и растворами?
А. При попадании кислот на кожу достаточно только
смыть кислоту водой. Б. Пролитую кислоту или щелочь следует
засыпать чистым песком.
1) неверны
оба суждения
2) верны
оба суждения
3) верно
только А
4)
верно только Б
9.
Верны ли следующие суждения о чистых
веществах и смесях?
А. Чистые вещества состоят только из молекул данного
вещества.
Б. В однородных смесях частицы компонентов можно
обнаружить при помощи микроскопа.
1) верно
только А
2) верно
только Б
3) верны
оба суждения
4)
неверны оба суждения
|