Воскресенье, 19.05.2024, 18:50
Естественнонаучный профиль 
Приветствую Вас Гость | RSS
Статистика
Форма входа
Главная страница
Химия

Биология

Задания части С

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

БЕЛКИ

1. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?

Многие белки выполняют в клетках роль катализаторов -ферментов. Действуют ферменты только при определенной температуре (оптимально 38 °С) и рН среды. Длительное повышение температуры выше 38 °С вызывает изменение в структуре молекулы фермента (денатурацию), ее активность снижается, а затем прекращается. Это приводит к нарушению всего обмена веществ.

При температуре выше 40 °С происходит денатурация белков, в том числе ферментов.

 

2. Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные около автомобильной трассы?

В них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые могут вызвать отравления и даже смертельный исход. Кроме того, соли тяжелых металлов вызывают денатурацию белков, из которых построен организм.

 

3. Почему фермент пепсин, расщепляющий белки в кислой среде желудка, при попадании в двенадцатиперстную кишку теряет свою активность?

Пепсин активен в кислой среде, а в щелолчной среде двенадцатиперстной кишки теряет свою активность

 

4. Какова причина отторжения пересаженных органов и тканей?

Иммунная реакция организма на чужеродные клетки и белки

 

5.Объясните, почему изменение аминокислотного состава белка может привести к изменению его биологических свойств

1) первичная структура белка (последовательность аминокислот) определяет дальнейший характер укладки молекулы белка

2)изменение аминокислотного состава может изменить конформацию его молекулы

3) изменение конформации белковой молекулы приводит к разрушению активного центра молекулы и потере биологических свойств

 

6. Чем отличаются ферменты от катализаторов неорганической природы?

1) один фермент катализирует только один тип химической реакции

2) ферменты активны только при определенных физиологических значениях кислотности раствора и температуры

3) скорость ферментативных реакций в десятки тысяч раз выше скорости реакций, идущих с участием неорганического катализатора

 

7. В чем сходство ферментов и неорганических катализаторов?

1) они снижают энергию активации (эта энергия необходима для того, чтобы заставить субстраты (вещества) вступить в реакцию)

2) они не изменяют направления реакции, а лишь изменяют скорость ее протекания

3) в катализируемой реакции всегда затрачивается меньше энергии, чем в некатализируемой

 

8.Чем объясняется огромное разнообразие белков, образующихся в живых организмах? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:

1) разнообразием аминокислот, входящих в состав молекул белков;

2) последовательностью расположения аминокислот в молекулах белка;

3) числом аминокислот, входящих в молекулы белков.

 

9.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1). Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2). Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3). Белки входят в состав плазматической мембраны. 4). Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5). В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6). Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — мономерами белков являются аминокислоты;
2) 5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;
3) 6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

10.Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации

1) большинство ферментов- белки

2) под действием радиации происходит денатурация, изменяется пространственная структура белка- фермента, разрушается его активный центр, белок утрачивает свою активность.

 

11.Какую функ­цию вы­пол­ня­ют белки в ре­ак­ци­ях об­ме­на ве­ществ?

1) Фер­мен­та­тив­ную (ка­та­ли­ти­че­скую).

2) Транс­порт­ную.

 

12.Какие функ­ции при­су­щи толь­ко бел­кам?

1) Ка­та­ли­ти­че­ская.

2) Дви­га­тель­ная.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1. Какую функцию в клетке выполняют молекулы РНК?

Информационные РНК доставляют информацию о белковых молекулах из ядра к месту синтеза белков, т. е. в рибосомы. Транспортные РНК приносят в рибосомы аминокислоты, из которых синтезируются полимерные цепи белков. Рибосомные РНК входят в состав самих рибосом, обеспечивая выполнение рибосомами их функций.

что все виды РНК участвуют в едином процессе — биосинтезе белков.

2. В чем отличия ДНК и РНК?

Элементы ответа:

1) ДНК содержат дезоксирибозу, РНК — рибозу;

2) ДНК содержат тимин, РНК — урацил;

3) ДНК содержат две цепи, РНК, как правило, имеют лишь одну цепь;

4) цепи ДНК длиннее, чем РНК.

3. В чем заключается сходство в строении молекул белков и нуклеиновых кислот?

Белки и нуклеиновые кислоты — это полимеры, состоящие из мономеров, соединенных ковалентными связями. Молекулы белков и нуклеиновых кислот способны компактно укладываться.

4. Фрагмент молекулы ДНК состоит из 2000 нуклеотидов, при этом количество гуаниловых в полтора раза больше тимидиловых. Сколько нуклеотидов А, Т, Г и Ц содержится в данном фрагменте ДНК?

Решение.

Примем за X число тимидиловых нуклеотидов, тогда число адениловых - тоже X, число гуаниловых - 1,5Х, число цитидиловых тоже 1,5Х.

X + X + 1,5Х + 1,5Х = 2000, X = 400.

Следовательно, количество Т = 400, А = 400, Г = 600, Ц = 600.

Ответ: Т = 400, А = 400, Г = 600, Ц = 600.

5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦТАТАГЦА. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее количество водородных связей, которые образуются между двумя цепями.

Решение.

 

2)Считаем количество пар аденин - тимин и умножаем на 2, т. к. между аденином и тимином образуются две водородные связи. 6x2 = 12 водородных связей.

 

3) Считаем количество пар гуанин - цитозин и умножаем на 3, т. к. между гуанином и цитозином образуются три водородные связи. 3x3 = 9 водородных связей.

 

4) Общее количество водородных связей в этом фрагменте 12 + 9 = 21.

 

Ответ: 21 водородная связь

 

 

6.Как из­вест­но, су­ще­ству­ют ви­ру­сы, име­ю­щие на­след­ствен­ный ап­па­рат в виде ДНК или РНК. Чем по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву раз­ли­ча­ют­ся РНК — и ДНК-со­дер­жа­щие ви­ру­сы?

 

1) У ДНК-со­дер­жа­щих ви­ру­сов ДНК имеет — азо­ти­стое ос­но­ва­ние — тимин; уг­ле­вод — дез­ок­си­ри­бо­за.

2) У РНК-со­дер­жа­щих ви­ру­сов РНК — азо­ти­стое ос­но­ва­ние — ура­цил; уг­ле­вод — ри­бо­за.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Какие особенности строения молекулы позволяют воде выполнять ее функции в организме?

Элементы правильного ответа

1. Полярность молекулы воды определяет ее способность растворять другие гидрофильные вещества.

2. Способность молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие.

3. Малые размеры молекул обеспечивают их способность проникать между молекулами других веществ.

2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.

1.Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.

2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.

3.Свойства воды определяются структурой ее молекул.

4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.

5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.

1 — вода — неорганическое вещество;

4 — ковалентные связи; полярные соединения;

5 — слабая водородная связь.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.

1. Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.

2. В клетках костной ткани до 85% воды, а в клетках мозга человека — до 50%.

3. Свойства воды определяются структурой ее молекул.

4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.

5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, кислород и вода. 2. Углеводы делятся на моно- , ди- и полисахариды. 3. Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. 4. Крахмал откладывается в запас в клетках животных. 5. Гликоген входит в состав растительных тканей. 6. Углеводы могут выполнять и защитную функцию, т.к. жидкости, защищающие слизистые оболочки органов, богаты углеводами.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4, 5.

В предложении 1 неверно указан состав углеводов.

В предложении 3 одна из функций углеводов указана ошибочно.

В предложениях 4 и 5 неверно указаны запасающие вещества в клетках растений и животных.

5.Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1).Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

2).Различают три основных класса углеводов - моносахариды, дисахариды и полисахариды.

3).Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.

4).Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.

5).При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

1. В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в таблицу Д.И. Менделеева. 2. Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий. 3. В меньших количествах в состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор. 4. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани. 5. Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови. 6. Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

В предложении 2 обратите внимание на один из элементов, не относящийся к макроэлементам.

В предложении 3 один из перечисленных элементов ошибочно отнесен к микроэлементам.

В предложении 5 ошибочно указан элемент, выполняющий названную функцию.

7.Какое свойство воды делает ее универсальным растворителем для полярных веществ?

 

Ответ: 

 Молекула воды представляет собой диполь, ее кислородный атом несет частичный отрицательный заряд, а каждый из атомов водорода — положительный. Частично отрицательный атом кислорода притягивается частично положительными атомами водорода. Поэтому молекулы воды связаны между собой нестойкими водородными связями. Благодаря этому вода является универсальным растворителем для веществ, имеющих полярные молекулы. Она образует водородные связи с молекулами веществ. 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz