Воскресенье, 19.05.2024, 13:15
Естественнонаучный профиль 
Приветствую Вас Гость | RSS
Статистика
Форма входа
Главная страница
Химия

Биология

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

ЧАСТЬ 1

1.Что может произойти с инфузорией туфелькой при исчезновении у нее сократительных вакуолей?

1) сократительные вакуоли необходимы для удаления избытка воды, которая поступает в организм в результате осмоса ( инфузория живет в водной среде)

2) при отсутствии сократительных вакуолей инфузория туфелька лопнет

2.Какие структуры имеются в растительных клетках, но отсутствуют в животных?

1) клеточная стенка

2) пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты)

3) крупная центральная вакуоль во взрослой клетке

3Назовите признаки отличия растительной клетки от животной.

1) наличие клеточной стенки, содержащей целлюлозу (клетчатку)

2) наличие пластид и процесса фотосинтеза

3) наличие вакуолей с клеточным соком

4) запасное питательное вещество – крахмал

4Назовите признаки отличия клеток грибов от клеток растений

1. отсутствие хлорофилла и гетеротрофное питание

2) наличие в клетках гликогена как запасного питательного вещества

3) оболочка клеток содержит хитин

5.Объясните, почему ферменты лизосом синтезируются на шероховатой эндоплазматической сети?

1) Ферменты – вещества белковой природы, они синтезируются на рибосомах гранулярной эндоплазматической сети

2) синтезированные ферменты транспортируются по каналам шероховатой ЭПС в комплекс Гольджи

3) комплекс Гольджи участвует в образовании  лизосом

 6.Объясните, почему в нейронах хорошо развит комплекс Гольджи.

1) передача нервного импульса с одного нейрона на другой осуществляется с помощью специальных веществ (нейромедиаторов), которые синтезируются в нейроне и выводятся на его поверхность

2) выведение синтезированных веществ на поверхность клетки осуществляет комплекс Гольджи

7. Чем грибы отличаются от растений?

1) запасное вещество – гликоген

2) хитин в клеточных стенках

3) гетеротрофный способ питания

8. Какие клеточные структуры отличают растительную клетку от животной?

1) клеточная стенка, включающая целлюлозу (клетчатку)

2) крупные вакуоли

3) наличие пластид

9.Какую роль в организме человека играют митохондрии? Какая ткань -мышечная или соединительная - содержит больше митохондрий? Объясните, почему

Элементы ответа:

1) митохондрии - органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окончательное окисление (дыхание);

2) образуется АТФ - универсальный источник энергии в клетке;

3) мышечная ткань содержит больше митохондрий, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии. 

10.Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

Элементы ответа:

1) молекулы липидов образуют двойной слой;

2) молекулы белка пронизывают толщу плазматической мембраны или располагаются на ее внешней или внутренней поверхности;

3) снаружи к белкам и липидам могут присоединяться углеводы, образуя гликокаликс.

11.В чем проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?

1. Хлоропласты и митохондрии имеют двойную мембрану. Наружная мембрана – гладкая, а внутренняя – в виде крист у митохондрий или гран у хлоропластов.

2. Имеются кольцевая молекула ДНК, способная к самоудвоению, все виды РНК и рибосомы, идет синтез собственных белков

3. Способны к самостоятельному делению

12.Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

Элементы ответа

1. Накопление, преобразование и сортировка макромолекул, синтезируемых в клетке

2. Упаковка веществ в виде пузырьков и вынос их из клетки или поступление в цитоплазму для внутриклеточного использования.

3. Участив в образовании лизосом

13. Какова причина отторжения пересаженных органов и тканей?

Иммунная реакция организма на чужеродные клетки и белки

14.Какова роль ядра в клетке?

ОТВЕТ: Ядро клетки содержит хромосомы, несущие наследственную информацию и контролирует процессы обмена веществ и размножения клетки.

15.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

ОТВЕТ: Митохондрии являются энергетическими станциями клетки - в них синтезируются молекулы АТФ. Для работы сердечной мышцы нужно много энергии, поэтому в ее клетках наибольшее количество митохондрий. В печени больше, чем в поджелудочной железе, потому что в ней более интенсивный обмен веществ.

16.Как используется аккумулированная в АТФ энергия?

ОТВЕТ: АТФ является универсальным источником энергии в клетках всех живых организмов. Энергия АТФ тратится на синтез и транспорт веществ, на размножение клетки, на сокращение мышц, на проведение импульсов, т.е. на жизнедеятельность клеток, тканей, органов и всего организма.

17.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

Ответ:

1) в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;

2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;

3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

18. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:

1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;

2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

19.Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:

1) изображенный органоид – хлоропласт;

2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;

3) 2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

20.Как различаются органоиды и включения клетки?

Органоиды являются постоянными структурными компонентами клетки, обеспечивающими ее функционирование. Включения — это временные образования, не являющиеся для клетки жизненно важными

21. При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя и его функции

22.Как связано строение митохондрий с клеточным дыханием?

Внутренняя мембрана митохондрий образует кристы, на которых находится цепь nepeносчиков электронов и ферменты. Большая площадь поверхности крист обеспечивает эффективность клеточного дыхания. Чем больше энергетических затрат осуществляет клетка» тем больше крист в ее митохондриях и самих митохондрий.

ЧАСТЬ 2

1.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажете номера предложений, ц которых они сделаны, исправьте их.

1. Клеточные организмы делят на две группы. 2. Прокариоты - доядерные организмы. 3. К прокариотам относят одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие. 4. К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 5. Прокариоты, как и эукариоты, имеют митохондрии. 6. Группа прокариот - Цианобактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 - к прокариотам относят бактерии, но не относят водоросли и простейших;

2) 4 - к эукариотам относят как одноклеточные, так и многоклеточные;

3) 5 – у прокариот нет митохондрий. 

2. Рассмотрите изображенные на ри­сунке клетки. Определите, какими буква­ми обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказа­тельства своей точки зрения.

1) -А — прокариотическая, Б — эукариотическая

2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материм предоставлен кольцевой хромосомой.

хромосомой;

3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды. 
3. Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.

ОТВЕТ: Клетка является системой, т.к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей – органоидов и др. структур. Эта система является открытой, т.к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ. В клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители

4.  Какие признаки характерны для вирусов?

ОТВЕТ: Не имеют клеточного строения, внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т.д), имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).

5. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ:

1) в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы (не имеют обособленного от цитоплазмы ядра)

2) не имеют мембранных  органоидов (митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС…)

3) не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

6. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:

1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

7. Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:

1) отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;

2) отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;

3) имеют одну кольцевую хромосому.

8. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:

1) А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;

2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;

3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

9. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Ответ:

1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

10. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей.

Ответ:

1) бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов;

2) по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы;

3) высокая скорость размножения путем деления;

4) анаэробы и аэробы;

5) неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.

11. Чем бактерии отличаются от организмов других царств живой природы. Укажите не менее 3-х отличий.

Элементы ответа:

1) отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;

2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс  Гольджи и др.;

3) имеют одну кольцевую хромосому.

12. Какое значение имеют в природе бактерии? Укажите не  менее 4-х значений.

Элементы ответа:

1) участвуют в круговороте веществ, выполняя роль всех функциональных групп биосферы;

2) участвуют в почвообразовании и поддержании плодородия почвы;

3) являются возбудителями болезней растений и животных;

4) вступают в симбиоз.

13. Почему сушение фруктов спасает их от гниения.

1) для жизнедеятельности гнилостных бактерий и плесневых грибов, как и других организмов, нужна вода;

2) на засушенных фруктах эти организмы развиваться не могут.

14.  Как предохранить продукты питания от гниения?

Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: низкая температура, отсутствие влаги или присутствие некоторых веществ — консервантов, например уксусной кислоты, большого количества поваренной соли и др.Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.

15.  Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с патогенными микроорганизмами?

1) соблюдение правил личной гигиены;

2) вакцинация населения;

3) дезинфекция предметов;

4) стерилизация или пастеризация воды и продуктов питания.

16. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. У бактерий, как и у всех живых организмов, происходит обмен веществ и превращение энергии. 2. По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. 3. Хемотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, используют энергию света. 4. Фотосинтез в автотрофных бактериях протекает в хлоропластах, как у растений. 5. Все бактерии дышат кислородом.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 - хемотрофы, которые используют не световую энергию, а энергию химических реакций;

2) 4 - в клетках автотрофных бактерий отсутствуют хлоропласты;

3) 5 - анаэробные бактерии не используют кислород для дыхания.

17. Как человек использует бактерии?

1. В очистных сооружениях

2. В быту и пищевой промышленности

3. В микробиологическом синтезе для получения лекарств и других веществ.

18.Почему самыми древними и примитивными организмами считаются прокариоты?

1) отсутствует оформленное ядро

2) все организмы только одноклеточные

3) отсутствуют мембранные органоиды

19. Объясните роль бактерий в круговороте азота.

1) бактерии фиксируют атмосферный азот и переводят его в форму, усвояемую растениями

2) бактерии участвуют в минерализации органического вещества (белка) и образовании аммиака и нитратов

3) бактерии восстанавливают часть нитратов до элементарного азота, выделяющегося в атмосферу

20.Вирусы не имеют клеточного строения и не обладают метаболизмом, но их относят к живым организмам. Объясните почему? Что общего у вирусов и живых организмов?

1) вирусы  способны  воспроизводить  себе подобных (репродукция)

2) вирусы обладают наследственностью

3) вирусы обладают изменчивостью, а значит способны приспосабливаться к изменяющимся условиям

21. Объясните, почему не требуется подкормка азотными удобрениями для выращивания бобовых растений.

У бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии, которые усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.

 

ЧАСТЬ 3

1.         В чем сходство и различие  процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

ОТВЕТ:  Сходство:  в результате этих процессов синтезируется глюкоза. Различия: фотосинтез происходит в клетках растений, в хлоропластах, а хемосинтез – в клетках хемосинтезирующих бактерий (азото-, серо_, железобактерий) на мембранных структурах. В результате фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза – нет.

2.         В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?

       ОТВЕТ: В образовании органических веществ с затратой энергии АТФ.

3.         Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

   ОТВЕТ:  Синтез АТФ и высокоэнергетических атомов водорода, фотолиз  ( распад воды под действием света приводящий к выделению кислорода).

4.         Какие основные процессы происходят в темновую  фазу фотосинтеза?

     ОТВЕТ: 1.Темновая фаза фотосинтеза – это ряд ферментативных реакций, в результате которых из СО2 и водорода, полученного при фотолизе воды, образуется глюкоза. Этот процесс идёт с использованием молекул АТФ, которые синтезированы в световую фазу.

2. Восстановление углекислого газа протонами водорода, образовавшимися  в световую фазу, происходит в темноте и на свету.

3. Использование на восстановительные реакции энергии молекул АТФ, синтезированных в световую фазу. Образуются соединения, которые за счёт энергии АТФ восстанавливаются до 6-углеродной  молекулы глюкозы. Энергия света, преобразованная в течение световой фазы в энергию АТФ используется для синтеза глюкозы.

Или  

Поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет   НАДФ.Н2; синтез глюкозы и крахмала с использованием АТФ.

5.         В чем заключается биологический смысл окислительного фосфорилирования?

            ОТВЕТ: В результате реакции окислительного фосфорилирования   из АДФ и остатка фосфорной кислоты  образуется молекула АТФ, которая является источником энергии для всех процессов жизнедеятельности клетки.

6.         В чем заключается сходство и различие автотрофного питания у фото- и хемосинтезирующих бактерий?

            ОТВЕТ: Сходство:  в результате фототрофного  и хемотрофного  питания  образуется  углевод – глюкоза.

Различие:  фототрофные бактерии для синтеза глюкозы используют энергию света, а хемотрофные – энергию окисления  неорганических веществ.

7.         Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

            ОТВЕТ: Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется  в результате энергетического обмена. А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена. В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.

8.         Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

            ОТВЕТ: Матрица, это объект,  с которого снимается копия. Участок молекулы ДНК является матрицей для синтеза и -РНК, а молекула и-РНК является матрицей для сборки молекулы белка в рибосомах.

9.         В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?

            ОТВЕТ:  В процессе биосинтеза белка используется энергия  молекул АТФ, синтезируемых в процессе  энергетического обмена. В реакциях энергетического  обмена участвуют ферменты, образованные в результате биосинтеза белка. Процесс  распада  белков до аминокислот  является промежуточным этапом энергетического обмена.

10. Существуют биологические процессы, относящиеся к реакциям матричного синтеза. Почему они так на­зываются и какие это процессы? 
К реакциям матричного синтеза относятся реплика­ция, транскрипция и трансляция, так как в ходе этих процессов новые молекулы синтезируются в точном соответствии с химической структурой уже существующих молекул - матриц. 

11Какое вещество является универсальным переносчиком и «аккумулятором» энергии в живых клетках?

Универсальный переносчик и «аккумулятор» энергии  - АТФ

12.Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?

1) Синтез иРНК на ДНК происходит в ядре в соответ­ствии с принципом комплементарности.

2) иРНК — копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме.

3) Рибосома нанизывается на иРНК, где и происходит синтез белка.

13.Как происходит синтез полипептидной цепи на рибосомах?

1) тРНК взаимодействуют с аминокислотами, присоеди­няя их при участии ферментов с затратами энергии, и доставляют их к рибосомам.

2) В соответствии с принципом комплементарности трип­леты двух тРНК присоединяются к двум триплетам иРНК, расположенным на рибосоме

3) Между аминокислотами, присоединенными к тРНК, образуется пептидная связь, рибосома перемещается по иРНК на один триплет, к которому присоединяется новая тРНК с аминокислотой, и так считывается информация до конца иРНК .

14.В чем сущность энергетического обмена веществ?

1) Органические вещества поэтапно расщепляются и окисляются в конечном счете до неорганических веществ.

2) Процессы расщепления органических веществ сопровождаются освобождением энергии. 3) Освобождаемая энергия используется на синтез молекул АТФ — основного источника энергии для жизнедеятельности клетки. 
15.В чем заключается значение процесса фотосинтеза для жизни на земле?

Значение процесса фотосинтеза для жизни на Земле заключается в следующем: фотосинтез обеспечивает все живые организмы необходимыми им органическими веществами. В ходе фотосинтеза световая энергия превращается в доступную для живых организмов химическую энергию. В световой фазе фотосинтеза выделяется побочный продукт—молекулярный кислород, необходимый для дыхания больщинству организмов.

16. Объясните, какие процессы световой фазы фотосинтеза приводят к образованию НАДФ·Н2, АТФ и выделению кислорода.

  1. Энергия фотонов света захватывается электронами молекулы хлорофилла и возбужденные электроны покидают молекулу. При прохождении через электронно-транспортную цепь, их избыточная энергия используется для пополнения протонного резервуара тилакоида и образования НАДФ·Н2;
  2. Молекула хлорофилла восстанавливается с помощью особого фермента, отбирающего электроны у воды, при этом происходит разложение молекул воды с образованием кислорода и протонов.
  3.  
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz